Главная   Об обществе   Хронограф   Библиотека   Фотогалерея  


Написать письмо в Костромское церковно-историческое общество

 Библиотека.

 

История   Публицистика   Богословие   Прочее   Архив

Тихомирова Е.Л., Куколевская О.С. (2002 г.)



К вопросу об иконографии Иисуса Христа в Троицком соборе Ипатьевского монастыря г. Костромы



Главный соборный храм Ипатьевского монастыря (1650 – 1652) назван во имя Пресвятой Троицы. Изображения Иисуса Христа Сына Божия, одной из ипостасей Троицы, безусловно явилось основной и наиболее широко представленной темой в иконографической программе росписи. Изображения эти мы встречаем как в западной галерее (работа Василия Ильина Запокровского, 1654 г.), так и в четверике и алтарной части (работа артели костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина и Силы Савина, 1684 г.). Иконографические особенности росписей Троицкого собора не являются этапными в становлении и развитии русской христианской иконографии. Ни автор богословской программы росписи, ни сами изографы не создали в данном храме новых изображений как Иисуса Христа, так и других христианских святых и сцен по Святому Писанию. Однако столь полно представленная в стенописи иконография Спасителя дает уникальную возможность проследить ее развитие от Спаса Нерукотворного и Спаса оглавного (оплечного, поясного) византийского типа до изображения Христа в различных сюжетах, разработанных в том числе и в период позднего средневековья. К сожалению, современная история иконографии не дает полной и четкой классификации изображений Христа. Поэтому мы делим их условно на единоличные, житийные, богословские. Единоличные делятся в свою очередь на оглавные, оплечные, поясные, в полный рост. Все перечисленные группы и типы представлены в стенописи храма. Единоличные – Нерукотворный убрус царя Авгаря ( Спас оглавный) размещается в центре торца восточной подпружной арки. Из оплечных наиболее известны Спас Златые власы и Спас Ярое Око, они находятся в алтарной части собора. Также изображения Спаса Эммануила в своде северного портала, Спаса Великого Архиерея в алтарной части и Спаса Царя Царей в своде южного портала представляют нам оплечный тип. Самое распространенное среди поясных изображений – Спас Вседержитель (Пантократор) с Евангелием. Прежде всего данное изображение символизирует единение ипостасей Отца и Сына – Вседержителя и Судию мира. Пантократор изображается и в полный рост (Спас в Силах, Спас на престоле), Ему предстоят Богоматерь, Иоанн Предтеча (центр деисусного чина иконостаса, композиция ''Страшный Суд'', ''Деисус'' над главным входом в храм), а также избранные святые. До воплощения Иисус Христос изображается реже. В Троицком соборе это ''Ангел Великого Совета'' (Спас Благое молчание) в скуфье юго-западного купола, ''Недреманное Око'' (торец восточной подпружной арки), ''Преполовение'' (третья люнета на западной стене четверика) и Спас Эммануил (свод северного портала и алтарная часть). Жизнь и срасти Христовы представлены в росписи второго и третьего ярусов плоскости южной, западной и северной стен четверика. В отличие от иконографии праздников (люнеты стен четверика), которая была канонизирована еще во времена Византии и воспринята Русью в древнейшем изводе, христологический и страстной циклы разрабатываются в России с конца XVI - нач. XVII века на основе библейских гравюр западноевропейских художников (Библии Н. Пискатора, Н. Борхта и др.). Завершает цикл ''Деяний…'' (четвертый ярус, северная стена) 5 композиций на тему ''Песни Песней Соломона'', которые являются своеобразной кульминацией богословской программы росписи четверика. В композициях Троицкого собора в образах Предвечной Невесты Суламит и Жениха предстают Богоматерь и Иисус Христос. Тем самым утверждается неземная любовь Церкви Земной к Церкви Небесной.




 

Hosted by uCoz